Ч. и М.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

В.К., Н.М.                        

....................................................................................................
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие, бездонные,
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе...

         А. Блок

....................................................................................................

    Она вполне обычна, но - совершенно... совершенно красивая. Не знаю, как у тебя, читатель, а у меня красивая девушка обязательно:
      1.Худа
      2.Имеет длинные прямые волосы,
      3.вытянутое лицо и тонкий нос.
      То есть, ты прав, читатель, бывает и по-другому, конечно.. Но это - эталон женского тела. Тот эталон, который неотделим от её "души". Откуда он у человека берётся - не знаю, могу только вспомнить, откуда он взялся у меня. Это, надо думать, размытый до общих черт портрет моей первой любви. О, это было сильное чувство, и весьма своеобразное, так как мне было тогда всего 12 и любовь моя была одновременно и той, "которая приходит раньше всяких понятий о теле и морали", и смесью бесчисленных литературных аллюзий, в которой эти понятия присутствовали в достатке. (Помню, как столкнулся с нею, внезапно, она оказалась в гимнастическом трико и глаза мои опустились к низу её живота, с чем я ничего не смог тогда поделать.) Наверное, аллюзий в ней было даже больше, потому это была довольно грустная любовь. Если моя идеальная Вика - Виктория! - не поймала тогда мой ошарашенный взгляд, вряд ли она догадывается о моих школьных переживаниях. Но несмотря на всё, эта любовь была "так же реальна, как ветер, и озеро, и песок". Читатель! Прошло десять лет - для меня это много, почти половина. Читатель! Ей было тогда только 11, и - представляешь - теперь, наверное, всю жизнь я буду сравнивать с этой маленькой девочкой всех женщин, которых я успею проводить ...заинтересованным взглядом. Помню, она казалась мне гордой, уверенной, и скромной, моя Анабелла... Я слышал, у неё теперь весьма бурная молодость, впрочем, это не важно.
       Кстати, эталон не ограничился только телом. Читатель, говорят, многим нравятся девушки, говорящие громко и грубо - это правда? Мне - нет. Мой эталон не забит, но возвышен. Никакой мужеподобности.
       Да! Чуть не забыл! Руки. Руки - это так же важно, как лицо (ну, и как ноги - тоже...). Руки, прекрасные руки - тонкие, ломкие, длинные, хрупкие и изящные. И-зящ-ны-е пальцы, прохладные и тонкие.
       Читатель, ты думаешь, что я циник? О нет, если бы ты знал, с каким трепетом я представляю себе эти пальцы! Что же с того, что я не говорю метафорами, а честно называю - ноги - стройными, а грудь - небольшой? Но если ты все же решил считать меня циником - вот тебе попытка примирения. Хотя... Это не ради мира с тобой, читатель, и не ради эстетики, это так же честно и объективно, как мой "цинизм". Т.е. чтобы объективно описать чувства - нужно быть до предела субъективным. Понимаешь? Нет? Ничего страшного. Так вот: вся она, мой эталон, Вика-Анабелла: тонкость, влажность и прохлада. Ещё - ночь и синий цвет. Это обо всём, и о том тоже, что называют словом "характер". Фи! Как их можно разделить - тело и этот "характер"?
       Так вот. Она почти идеальна - тут и тонкий нос, и глаза, и ноги, руки - руки достойны бесконечных вздохов и тысячи метафор, но это не всегда в моём стиле. (О, эти руки, на которых видна каждая косточка, апофеоз тонкости и холода, у неё они медлительны, задумчивы и зябки...) Больше я не знаю о ней ничего, разве вот только имя. Но узнать большего я и не жаждал.
       И есть еще Она. До сих пор она всегда молчала.
       Тогда, несколько зим назад, я увидел её впервые: она стояла у самой стены, на углу, но прямо, на обеих ногах, опустив руки и словно вытянувшись. Полупрозрачная голубая материя свободно падала с её плеч, а над ними мягким изгибом спускались прямые волосы. Она не очень высока и, конечно же, ниже меня, но так тонка, что кажется вытянутой вверх. Для этого столько в ней вертикальных линий: волосы, узкий нос, шея, опущенные руки. Ветер вылетел откуда-то из темной глубины переулка, ударился о стены домов и плеснул мне в лицо, свободные складки голубой ткани встрепенулись в такт с локонами и подались вперёд, медленно качнулись ресницы и сверкнули в фонарном свете: они были влажны. Её лицо: в нём не было ни нежности, ни страсти, ни намёка. Я даже не уверен, видела ли она меня. Глаза её были открыты так широко, что отблеск белого неонового света купался в них беспрепятственно. Уголки губ неуловимо изогнуты кверху, всё ее вытянутое лицо не было ни приподнято в превосходстве, ни опущено в самоуничижении, но отвесно бросало блестящий взгляд сквозь меня. Бледность его, усиленная неоновым светом, была чрезмерна, но никогда я не назову её мертвенной, ибо она была восхитительна. Вокруг не было тихо: совсем рядом с ней, сверкая так же, как её глаза, летели с крыши вереницей капли и разбивались об асфальт с хлопающим звуком. Она же молчала. Все также глядя на меня, она мягко отвела от лица потревоженный ветром локон и мне показалось, будто теперь она точно видит меня и даже улыбается. Я тоже улыбнулся - наверное... Позади неё переулок уходил вниз и погружался в темноту. Там, в темноте, показались огни автомобиля, шелест колёс приблизился и стал расти, фонарь над ней моргнул и погас, воздух качнулся, словно кипящее масло. Разбрасывая слякоть, мимо меня прокатил автомобиль и гнавшийся за ним порыв ветра остудил мне лицо и пролил холод в мои волосы.
      
       "Зима. В оранжевых потёмках
       Качались тени проводов
       И снег валил. И звуков громких
       Не слышно было. И следов
      
       В припорошенных переулках
       Еще никто не оставлял.
       Все было холодно и гулко
       Я у стены один стоял.
      
       Капель неистовствала, было
       Тепло. Декабрь шел к концу.
       Снежинки таяли. Остыло
       Лицо. Снежинки по лицу
      
       Катились каплями. Из гулких
       Капельных звуков посреди
       Пустых и тёмных переулков
       Внезапно появилась ты.
      
       Молчала. Вытянуто было
       Твоё лицо. Свободный шелк
       Срывался и нетерпеливо
       Метался складками у ног,
      
       Обрисовав твою фигуру..."
      
       Там, где я вижу её - иногда мельком - всегда ночь и никогда она не появляется под крышами, хотя часто - под дождём или под снегом. Обычно при встрече она улыбается, но едва заметно. Она всегда одета в свободный синий и очень легкий шелк - даже когда холодно, но она никогда не дрожит и не кутается, хотя пальцы у неё тогда ледяные - знаю это, хоть я их и не касался. (И - о, Господи! - может быть под шелком - ничего и нет?) Она всегда спокойна и всегда похожа только на саму себя, это эталон, непохожий даже на свой прообраз, Она - вещь в себе, кажется абсолютно совершенная. Не знаю, как ей это удаётся, я не часто её встречаю, но ничего, более чем она похожего на сущее не видел никогда. И при всех её странностях, я убеждён, что это-то и есть - норма, настолько она не похожа на всё, что ты видишь кроме неё на свете. У неё тоже совершенные руки и обычно она немного медлительна и молчалива. Но последнее время она иногда таки решает со мной заговорить.

       * * *

       Итак, понедельник...
      
       Всё началось с фотографии. Один мой друг утверждает, что художественным фото занят теперь едва ли не каждый, у кого есть хоть сколько-то приличный аппарат. Не знаю, читатель, может оно и правда. У меня - старый зенит, я снимаю уже давно, лет с десяти. Получается, как правило, плоховато для профи, иногда, правда, выходят и удачные кадры. Один из таких и оказался тогда вложен в мою тетрадку, его-то я и достал на лекции - признаюсь, не без мысли о том, чтобы она обратила внимание на снимок. Это роза - замечательный силуэт цветка на фоне белого блика, один лепесток отогнут от бутона и свет прошел его насквозь, сделал лепесток загадочным, тёмного бархатного красного цвета, словно просвеченная красная жидкость.
       Конечно, я не ошибся. Большинство людей обожает просматривать фотографии, даже совершенно бездарные. Кажется, даже если в метро перелистывать стопку отпускных банальностей - сосед заглянет через ваше плечо при первой возможности.
       - Саш? Дай посмотреть?
       Её зовут Наташей. Сейчас она улыбается и мне это нравится чрезвычайно.
       - Держи.
       Тонкие пальцы тянутся к тёмному квадрату картона, бледный и тонкий, - Господи - какой чудесный - профиль склоняется над ним.
       - Красиво! - говорит она. Тихо...
       - Бери.
       - Ты серьезно? Мне?
       - Да, да, тебе.
       Не люблю, когда меня благодарят. Слишком большая ответственность - быть Хорошим.
       - Спасибо! - если улыбка может светиться, то именно эта.
       - Ага...
       Эта её первая улыбка, мимолётное движение, приподнявшее кончики её губ - его я ясно вижу, говоря, что она была прекрасна.
       А тогда... Я дослушал лекцию и отправился домой, почти не думая о ней.
      
       Падал снег, снежинки на асфальте превращались в воду - одна за другой: весь мир превратился в метроном, отстукивающий, отблёскивающий, отбухивающий мягким ритмичным гулом стихотворный ритм. Если тебе незнакомо это ощущение, читатель, я сейчас попробую его описать. Похоже, будто ты сидишь в огромной гулкой бочке и все звуки становятся громче, но глуше, нельзя выделить из них самый важный, каждый настигает тебя и закручивается в мысль. Каждая встречная фраза задевает: "мандарины, кто хочет мандарины..." Это короткие мысли, какие-то обрывки мыслей, но каждую ты видишь, как картинку. "Ззз-дзз... - жужжит встречная тётка - Ооп-ааа-оох!" - вторит кто-то сзади. Вдруг всё рассыпается, будто мир больше не одно, а набор деталей, непрочно склееных друг с другом, склеенных случайно, без чертежа и плана. Тысяча деталей вокруг поражает тебя и запоминается ещё надолго. Свет ослепляет; я чувствую в это время, что всё замедлилось, я иду быстрее, чем жужжащая тётка шевелит губами, я почти взлетаю, став необычно легок, а мир вокруг лениво шевелится, словно у него кончается завод. Я тоже меняюсь, я знаю, что у меня вытягивается лицо и западают щёки, а глаза становятся широкими и темнеют, думаю, у меня расширяются зрачки - не знаю, почему они должны расширяться, но уверен, что так и есть.
      
       Легкий ветер, легкий шум,
       Дни и строки...
      
       Она любит лилии - думал я, засыпая. Это что - константа? Почему они все, напоминающие идеал, любят лилии и не любят форму своего носа? Надо будет подумать об этом. Кажется, они все на него только - похожи.
      
       На следующий день я ловил на себе её взгляды один за другим. Нужно ли повторять, что мне это нравилось и описывать ее глаза? Не нужно. Прекрасные глаза, особенно когда они смотрят на тебя. Я был расположен им верить. Поговорить нам тогда не пришлось - как знать, быть может, стоит пожалеть об этом: мы бы поссорились. Лица в метро в тот день виделись мне исключительно злыми и глупыми, мне бы хватило колючек, чтобы заколоть ее симпатию насмерть. Сквозь такую-то вот вселенскую злобу этот день подкатился к вечеру...

       * * *

       Она и теперь молчит. Двигается медленно, и стрельчатые черты непроницаемы и нежны.
       - Кто ты? - спрашиваю.
       А она долго молчит.
       - Что бы ты хотел услышать? - я скорее чувствую, чем слышу. Пожалуй, я даже не смог бы представить себе её голос. Кажется, она могла и не отвечать, и кажется, я понимаю её ничуть не хуже, чем она меня, со всем её загадочным видом.
       - Ты знаешь меня? Откуда ты взялась?
       - Нет, я знаю о тебе не больше, чем ты сам. Я догадываюсь о тебе.
       Я киваю. Да, я тебя понял, я и сам догадываюсь. Мы идем по мокрому асфальту, поглядывая в сверкающие лужи; совсем не холодно. Дождь, несильный, свежий, смущает поверхность луж, шуршит, подвешивая в воздухе прохладу и туман мягкого шелестящего шума.
       - Стой, - Я беру её за руки (просто мне нравятся её ледяные руки, читатель!) - У тебя есть имя?
       Она смотрит на меня и мне совершенно ясно, что имени у неё нет
       - Вика..? - она смотрит на меня вопросительно. ("Нет, Вика - это она, та девочка, она осталась там, давно - далеко. Не надо.") - Таня?.. Таня.
       - Почему ты не мёрзнешь? Я всегда вижу тебя только в этом, даже под дождём.
       - Разве тебе холодно?
       Нет, конечно нет.
       - Ты жутко спокойная.
       - Я разная.
       Говорит она тихо и голос у неё мягкий. Теперь она молча и едва заметно улыбаясь, отводит глаза от меня и шагает по мостовой, глядя прямо перед собой. Так она проходит несколько шагов, останавливается и снова смотрит на меня относительно. Я снимаю свою старинную, рваную но любимую куртёшку - откуда она на мне взялась? - накидываю на неё: велика, слишком узкие плечи.
       - Грейся - говорю я спокойно.
       - Спасибо! - говорит она так же спокойно и целует меня в лоб. Просто целует, без всяких там...

       * * *

       Среда. Сегодня наши с миром взаимоотношения смягчились до взаимного безразличия.
       ...последняя лекция. Аудитория огромна, в ней холодно и шумно. Как легко эти люди нашли друг друга! И теперь - да что теперь - уже к концу первой недели их знакомства, тогда, на первом курсе, в сентябре - не осталось таких, кто не нашел бы себе приятелей в институте. И вот все они вместе, стайками, гудят... У меня есть множество способов определить собственное настроение. Один из них - прислушаться к студенческой стайке, постоять рядом минутку. Ни одного повода улыбнуться? Пустота? Плоские шутки и тупость? - Э-э, брат: видать, зол... Так нельзя. Так бывает зимой, когда замерзает все мое радостное.
       Не хочу прислушиваться. Сейчас мне все равно, что они там щебечут... Клонит в сон. ...Но нет! - "в своих молитвах, нимфа..."
       - Привет! - улыбнулась она и устроилась рядом.
       - Привет... Будешь будить, если что?
       Соврал. Теперь не усну.
      

В этом выпуске:

Ч. и М. - "Сказка о цветах"
Ч. и М. - "Anamnesis morbi"

На заглавную страницу сайта
Почта
Назад
[ Полный каталог публикаций ]
   


       Как только я ловлю её взгляд, она опускает его в тетрадь. Смешная, ей богу! Но страшно серьёзная.
       - Поговорим? - шепчу я.
       - Давай!
       Не смейся, читатель, над нашей беседой. Не мог же я оставаться спокойным, ловя на себе такие взгляды. Не мог я с первых же слов стать искренним и естественным!.. Хотя - черт его знает - глядишь, будучи искренним я спросил бы то же самое?
       - Наташ! Чего ты хочешь? ...Ну, в жизни.
       Вовремя поправился...
       - Мм.. Ничего.
       Похоже, она удивлена не меньше твоего, читатель.
       - ... Ну хоть чего-нибудь ты хочешь? Сделать? Ты умеешь рисовать?
       - Нет. А почему ты спрашиваешь?
       - А о чем же мне тебя спрашивать? - улыбаюсь я - Ладно, спроси ты меня о чём-нибудь!
       Она ненадолго задумывается.
       - Нет, Саш, давай лучше ты.
       Ну вот ещё! Наши девушки очень кстати забывают о своём эмансипэ... Уж раз я был ей так нужен - могла бы что-нибудь придумать...
       - ОК... Так что-то ты умеешь делать так, как больше никто?
       - Нет. Надо иметь талант, а я... Саш, ну.. Рисовать я не умею, петь..
       - Ну, может ты думаешь что-то совсем необычное?
       - Нет.
       - А что любишь делать, когда свободна?
       - Я могу смотреть в окно, очень-очень долго.
       - И о чем ты думаешь в это время?
       - Да ни о чем..
       - Тебе одиноко?
       - Нет.
       - Так чем ты отличаешься от остальных? Я понимаю, что все разные, но.. Многие так похожи.
       Нет более идиотского вопроса, правда, читатель? Не спеши... Я знал, что это ее не оттолкнёт. Как-то я сумел это заметить (обычно в таких случаях говорят - почувствовал). Чем-то этот разговор стал ей интересен. Моя стратегия работала...
       - Кажется, ничем.
       - Неправда - улыбнулся я - Ладно, давай так... Вот если бы ты сейчас умерла. За что тебя стоило бы вспомнить? То есть не тебя, а о чем?
       - Не знаю, Саш. Нет во мне ничего хорошего.
       - А что плохого?
       - У меня ужасный характер.
       - Это как?
       - Иногда просто издеваюсь над людьми...
       Ещё одна сияющая улыбка, немного виноватая на этот раз.
       - Ты добрая?
       - Не знаю. Наверное.
       Тут и мне пришлось задуматься. Следующий вопрос ещё не был готов. Что ж... Не мудрствуя лукаво:
       - Ты любишь стихи?
       - Да, Пушкина.
       - Они тебе нравятся, правда? Вот я иногда просто завожусь, не могу успокоится, они у меня крутятся в голове, я их все повторяю, повторяю, даже подпрыгиваю в такт..
       - Не, Саш, если честно, так никогда не было.
       - Я принесу тебе хорошие стихи, будешь читать?
       - Да, конечно буду!
       ...Буду... Почму-то мне очень хочется, чтобы она прочитала их.

       * * *

       Она бросает своё спокойствие, срывается и бежит, с разбегу останавливается в луже и на взмахнувшие распахнутые волосы стремительно падают брызги, ослепительные от неона. Она изменилась вся, даже лицо - в веснушках, и она смеётся, не улыбается задумчиво, - а смеётся! Читатель, я не мог стоять, то есть - не хотел... Это, читатель, - настоящее счастье, то есть одно из многих настоящих, конечно - чёрт с ним, черт с ним, черт с ним! Я вел себя не лучше, чем она, я разбежался и упал в эту лужу животом.
       Собственно, у нас не было повода для такого безумства, кроме нашего желания... Я обнял её, приподнял и вытащил из лужи на асфальт.
       - Ну что, какая я? Или так хуже, чем было? Сумасшедшая?
       Мне не нужно было отвечать, я только улыбнулся и кивнул.
       - Идём. - сказал я.
       Я начал узнавать места. Это китайгородские переулки - но какие пустые! Никого - только дома и фонари. Дождь перестал, лужи отсвечивают холодным светом, город молчит. Так он не молчит никогда, ни звука, кроме ветра и наших слов. В домах кое-где горят окна, за стёклами видны люди, но город глух, словно накрытый ватой. На улицах никого, кроме кошек, машины остывшие, с блестящими каплями на капотах. Здесь всегда пустынно - но не так. Не так тихо. Совсем рядом, на Яузском бульваре, не слышно ни трамваев, ни машин. Маросейка и Покровка не отзываются - ни единым звуком. Только ветер и настоящее, окончательное одиночество. Покинутая Москва, мы - забыты ушедшими, оставлены спешно вылетевшими с планеты напуганными людьми, случайно уцелели в бог знает какой катастрофе. Те, в окнах - они не в счёт, они как манекены в витринах пустого ГУМ-а...
       - Тань, почему здесь?
       - Потому что тебе здесь нравится. Ведь нравится?
       Я только кивнул, это значило: да, конечно. Я бываю здесь часто, и мне становится спокойно. Как ты догадалась?
       - Ты знаешь всё?
       Укоризненный взгляд. Прости, вырвалось.
       - Здесь никого нет.. Да?
       - Разве ты не привык? Или тебе плохо?
       О, нет. Этот пустой город - я вижу его таким всегда. Я хотел его именно таким - своим и совершенно пустым.
       - А люди?
       - По что они тебе?

       * * *

       Четверг. С утра я помирился с бытием, вернулось даже чувство юмора. В мире с бытием жить куда приятнее, улыбаться получается чаще, и лица в метро несравнимо добрее. Наташку я встретил лишь вечером. Я знал, что встречу ее и желал этого (юрист трактовал бы это как прямой умысел).
       - Теперь твоя очередь - шептал я ей на лекции.
       - Какая очередь?
       - Спрашивать.
       В этой беседе обоих нас увлекало больше не содержание, а антураж - тихий шепот на краю пустого лекционного ряда, стремление спрятать его от лектора, который склонен был обижаться на невнимание к своей персоне. Тишина, потому что когда множество людей молчит и слушает, всегда кажется, что очень тихо, даже если все эти люди слушают ещё одного, стоящего на кафедре. Кажется, она спрашивала, откуда я беру такие вопросы. Помню, я с удовольствием шутил по поводу своего туманного происхождения и девичьей фамилии моей матери. Оба с трудом сдерживали смех и нравились друг другу всё больше. Старик-лектор так ничего и не заметил и не испортил нашей с ней - почти уже любовной - идилии.
       Метро - храм уединённого размышления, потому что - давно замечено - одиночество не зависит от количества людей вокруг. Впрочем, для счастливого человека одиночества не бывает. Возможно, тогда я был счастлив. Я был готов улыбаться почти каждому в вагоне, и мне улыбались в ответ. Пряное чувство неизвестной-но-прекрасной-будущности плескалось в такт мягкой качке вагона на стрелках, ледяные мурашки - обязательные спутники всякого подобного чувства - исправно бегали по коже, сбиваясь в стайки под ложечкой...
      
       Счастливый, я вышел из метро, но счастью моему оставалось теперь не больше пятидесяти шагов. Где-то на пятьдесят первом я услышал человеческий крик и хруст ветвей. Глухо стукнувшись в мёрзлую землю, тело застыло лицом вниз. Я тоже застыл. Помню, он был в зелёной клетчатой рубашке. Может быть, он падал молча, не помню точно. Сверху, с потревоженных деревьев на зелёную рубашку сыпалась снежная пыль и сломанные ветки. Человек не шевелился. Снежная пыль улеглась, было тихо и ясно, яркая луна заполняла промежутки между редкими фонарями. Не знаю сколько минут я не двигался с места. Подойдя наконец к нему, я тронул тело ногой, но оно осталось неподвижным.
       - Эй! - сказал я и присел на корточки.
       Покойник молчал, уткнувшись лицом в снег. Прошло ещё сколько-то минут. Встав, я схватил его зелёную рубашку и попытался перевернуть. Тело приподнялось, там, где лежала его голова, осталось тёмное пятно. Отпущенный, труп безвольно опустился на прежнее место. Только теперь я понял, что человек этот - мёртв. Кажется, я ни о чем не думал тогда, только одна мысль волчком крутилась у меня в мозгу: что делать? Она не просто крутилась, она гудела в голове колоколом. В то же время я помню, что было дьявольски тихо. Совсем рядом светились как ни в чём не бывало, вечерние окна. Я постоял так ещё минут пять.
       - Ты чего, мёртвый?
       Я прислушался, словно и вправду ждал ответа. Покойник молчал.
       - Мертвый? - я пнул его ногой.
       - Да?
       Окна светились по-прежнему, где-то далеко гудело шоссе. Я не знал что делать. "Ну и черт с ним! - подумал я. - Все равно уже мертвый."
       - Ну и черт с тобой!
       Я кричал.
       - Ты же мёртвый!?
       Я резко развернулся, перемахнул через газонный заборчик и побежал домой. В висках колотилось сердце: "Жи-вой-жи-вой-жи..."
       - Мертвый!!! - крикнул я и зажал руками уши.
       - Мёртвый!!!
       Позади хлопнула дверь подъезда.
      
       ...Я был дома и кругом меня была ночь.
       Ночное радио - волны, по которым плывет неспелый ум. За Пиаф - Бой Джордж. Оттенок меняется от песни к песне, а настроение все то же. Декаданс. Это незрело. Это не уважается ни мною, ни Ею, ни даже обществом, правда им - по другим причинам... Декаданс - это когда все проплывает мимо, и в этом весь смысл происходящего.
       Самое трудное - сжится с собственной трусостью. Надо было делать - хоть что-то. Я... Я... Эх...
       Мимо. Ми-мо.
       Декаданс это когда ни к чему не стремишься, это последнее дело.
       Интернет занят и не хочет сразу отзываться...
       ICQ: My status: Free for chat.
       Не люблю, когда меня благодарят. Это значит, они думают, что я хороший. Я этого боюсь, как Наташка, как все эти девушки, которые любят лилии... Я плохой: декаданс...

       * * *

       - Тань, ты счастлива?
       - Конечно счастлива!
       - А как это, Тань?
       Как она здорово улыбается! Я знал, что она так ответит, я ведь уже видел эту улыбку. Я улыбнулся тоже, стало совсем легко. Как всегда - сразу. Если бы ты её видел, ты бы тоже улыбнулся, ей богу.
       - Весело. Давай руку.
       Что такое счастье - ты это хочешь спросить, читатель? Не надо. Тихо! И не надо изобретать определений: мысль изреченная... Надо уметь остановиться в размышлениях, философия не всегда уместна. Часто первое впечатление гораздо ближе к истине, чем мудрёный логический вывод.
       - Куда сегодня? - спросил я
       - Дело твоё.
       В этом переулке я видел её чаще, чем в других местах. Не могу теперь вспомнить этого места в Москве, но вижу его вполне ясно. Узенький, вечно мокрый, весь в фонарном свете. Пустой конечно. Я уже привык к этому пустому городу.
      
       На лестнице было невозможно темно и пахло кошками. На каждом этаже на улицу выходило окно, высотою в целый лестничный пролёт, но фонарный свет почти не просачивался сквозь вековой слой пыли. Минуту спустя мы были на крыше. Из окрестных крыш эта была самая высокая. Как и всегда, из тёмного неба шел дождь и здесь его было слышно особенно хорошо. Некоторое время мы слушали его молча и даже не улыбаясь. Мы сели у края крыши, перед хлипким железным заборчиком. Я откинулся назад и попытался посмотреть вверх. Капли били в глаза, я закрыл их и сосредоточился на звуке. Стук капель о крышу смешивался с мягким шипением той воды, что падала дальше, вниз, в проём улицы. Так я просидел несколько минут. Когда я открыл глаза, свет в городе погас. Теперь он был похож на город, оставленный уже очень давно, может быть, лет триста назад.
       Сидеть на крыше дома, который стоит в короде, в котором никого нет - нет, это не страшно.
       - Всё-таки, Тань, ты ведь можешь ответить на любой МОЙ вопрос?
       Я закурил. Она сидела, оперевшись руками сзади.
       - Я могу улыбаться всякий раз, когда буду с тобой согласна.
       - Попробуем.
       - Я ее люблю, правда?
       Она скорчила недовольную физиономию.
       - Какие глупости приходят тебе в голову...
       - Ладно уж, тоже мне.. - обиделся я.
       Некоторое время мы молчали. Впрочем, недолго.
       - Ладно, в чем смысл? Жизни? Или это тоже глупость?
       Не отрывая глаз от темноты за краем нашей крыши, она тихо сказала:
       - Пожалуй, глупость. Потому что ты все равно не поймешь. Даже если поверишь. Верить бесполезно. А так - в чём хочешь.
       Я хотел спросить её о чём-то еще, кажется, хотел возмутиться - как так? Не пойму? Вот ещё! (Что с ней сегодня такое?)
       ...Но когда я в следующий раз обернулся к ней, почему-то её уже не было. Она не уходила - я уловил бы малейшее её движение звоном гнущейся кровельной жести. Внезапно я понял, что совсем промок, стало холодно. Я не стал звать её, я понял, что под этим - холодным - дождём - её нет, и быть - не может.

       * * *

       Пятница у меня выходной, поэтому встал я очень поздно и с больной головой. Повалявшись полчаса в постели, нехотя оделся и доплёлся до холодильника. Мысль о покойнике остыла в голове и больше не жгла, лишь слегка укоряла. Наколдовав себе у плиты замысловатую и довольно вкусную яичницу, флегматично съел её перед телевизором, не ощутив ни малейшего удовольствия. Голова настойчиво и неотвязно ныла.
      
       Телевизор отлично помогает не думать. Только к вечеру, собрав в кулак остатки воли, я поднялся с кресла и выключил его. Выйдя в тёмный пустой коридор я почувствовал безотчетное желание идти из дома сейчас же и отправится - куда-нибудь. Стены гудели странным низким гудом и были враждебно высоки. Я стал меньше, мой шаг стал вдвое короче. Оделся необычно быстро и вышел вон. Шел снег. Было очень много маленьких звуков, а дворник громко скрёб по асфальту лопатой большим уверенным "вввэ...". Захотелось уйти от этого оглушительного скрежета и вскоре я оказался у метро. Придя сюда без какой-бы то ни было цели, я просто остановился у шоссе, прислонился к гранитному парапету перехода и закурил. Дорога была освещена очень ярко, мокрые машины, останавливаясь на перекрёстке, отбрасывали в глаза такие яркие фонарные блики, что мне пришлось отвернуться. Из метро выходили люди, их было немного, но вдруг кто-то из них оглянулся и посмотрел на меня. Позади, нарастая, слышались чьи-то голоса - мужской и женский.
       - Его, определённо, повесят! - сказал мужской голос.
       - Нет, что ты! Сейчас дают пожизненное! - возразила женщина.
       - Какая разница? Этого все равно повесят. - не унимался кавалер.
       - Ну и черт с ним! - согласилась его спутница.
       Мне стало страшно. Или, скорее, только теперь я понял, что мне страшно. Что они говорят? Господи! Я резко оглянулся и успел заметить их глаза еще тогда, когда они были направлены на меня.
       Я не шел вдоль шоссе - я бежал своими сузившимися шажками - домой...
       Дома я устроился на кухне, там было тихо и стены не гудели. Так я просидел почти всю ночь. С первым поездом метро я отправился на учёбу. Ехать позже было бы для меня невыносимо, люди пугали меня. Рассвело. Дожидаясь начала занятий я нервно мерил шагами запущенный двор на задворках института. Ровно в девять утра, в час начала занятий, я вошел в корпус.
      
       Я встретил её в коридоре. Как и во всех лицах этим утром, в её лице читалась скрытая враждебность. Я ожидал этого и страх быстро сменился едкой, веселой злобой. Я предвидел нашу встречу до малейших деталей, каждое слово нашего разговора уже прозвучало во мне, я говорил с ней спокойно, словно читая знакомый текст.
      
       - Почему ты так смотришь на меня?
       - Та прекрасна.
       - Я?
       - Да.
       - Но ты же ничего обо мне не знаешь!
       - А что я могу знать о тебе?
       - Ты не знаешь ничего! Что ты знаешь кроме имени?!
       - Не знаю, любишь ли ты сладкое, когда у тебя день рождения, как ты относишься к балету, любишь ли стихи...
       - Вроде того.
       - Так расскажи мне что-то такое, что сделало бы тебя прекраснее. Пожалуйста!
       - Ты любишь меня?
       - Ты любишь лилии?
       - Да.
       - Я знаю... Разве ты знаешь что-то о лилиях, на которые смотришь? Но ведь они прекрасны? Они молчат - это ведь хорошо, подумай, что было бы, разговаривай они как розы у Экзю-Пери? Разве глядя на розу, ты можешь предполагать, что она зла?
       - Но я не зла!
       - Я знаю.
       - Но..
       - Молчи! Ты прекрасна!
       - Не кричи на меня!
       - Ты добра. Ты прекрасна... Во всех отношениях. Но ты только роза.
       - Я люблю тебя.
       - Я тоже тебя любил. Я люблю розы. Но.. Хм.. Роза не должна говорить.

       * * *

       Я улыбнулся (наверное, криво). Поддавшись движению толпы, я позволил потоку тел разъединить нас и оглянулся. Её я уже не увидел. Далеко в потёмках коридора, поверх плывущих голов мелькнул и исчез голубой шелковый всполох. Мгновение я стоял не шелохнувшись, потом, развернувшись навстречу толпе, я двинулся назад по коридору.
       - Стой! - закричал я, усердно работая локтями.
      
____________________
Октябрь - декабрь 2003
































































































ха


















































Слепил benzom
Сайт создан в системе uCoz